Есть классический журнал для профессионалов-радиоинженеров - ТИИЭР - Труды Института Инженеров по Электротехнике и Радиоэлектронике, который является признанным авторитетом и пока недосягаемым образцом для нас и всех новых Российских изданий по электронике. Журнал переводился и издавался до 1991 года, но после закрытия издательства "Мир" в начале 90-х существует только в оригинале и потому мало доступен нынешнему поколению российских инженеров. Хотя в этом журнале печатаются только солидные, подтвержд╦нные статьи, иногда там появляются публикации и по весьма спорной тематике - парапсихологии. Первый из наиболее известных обзоров был опубликован в 1976 году, второй - в 1982 году, затем были многочисленные дискуссии, но о более поздних обзорах сведений нет. Хотя тема обзоров и была спорной, продемонстрированный подход был основан на научно обоснованных принципах, а сами исследования были проведены с большим размахом. И вот теперь и в наш журнал пришла обзорная статья на ту же тему и с очень близким названием, но отражающая, правда, экспериментальные работы меньшего размаха. Представляется интересным сравнить, что же изменилось за прошедшие 20 лет в изучении парапсихологических явлений. В. Дождиков Все еще нестареющий парадокс психофизических явлений или заметки о современной парапсихологииВ 1982 году в серь╦зном американском журнале была опубликована статья "Нестареющий парадокс психофизических явлений" [1], в которой предпринималась попытка научно-практического анализа телепатии, телекинеза, ясновидения и других загадочных пси-явлений, связанных с нетрадиционными мыслительными действиями человека в области парапсихологии... В статье подводился итог исследований дистанционных взаимодействий и воздействий человека без посредства мышечных усилий на людей и иные объекты живой (биообъекты) и неживой (косной) природы. Несмотря на значительный объ╦м провед╦нных экспериментов и математическую (статистическую) обработку их результатов, так и не удалось сформулировать непротиворечивую гипотезу, объясняющую эти парадоксы. Краткая историческая справка Интерес к паранормальным явлениям отмечается с давних врем╦н. Значительное внимание уделялось им в цивилизациях древнего Египта, Греции, Рима. Например, начиная с эллинской эпохи и вплоть до врем╦н Александра Македонского (356√323 годы до нашей эры), важную политическую роль играл Дельфийский оракул, обеспечивая прорицаниями обращающихся к жрецам храма Аполлона. Большое значение придавалось также провидческим снам. В Библии и многих других религиозных произведениях пси-явления занимают немалое место. Пророчества, чудесные исцеления, материализация предметов, хождение по воде и многое другое воспринимаются как вполне очевидные события. В трудах христианских миссионеров и философов от Августина Блаженного (354√430 гг.) до эпохи Реформации (16 век) приводится множество примеров паранормальных явлений, которым либо приписывается божественное провидение, либо демоническая сила. В средневековых светских сочинениях также приводится множество ссылок на сверхъестественные и магические явления. В частности, знаменитый швейцарский врач и философ Парацельс (1493√1541 гг.) подробно описывал парапсихологические возможности человеческого разума, включая передачу мыслей на расстояние и управление поведением человека. Возможно, что впервые научный подход к изучению пси-явлений выдвинул английский философ Фрэнсис Бэкон (1561√1626 гг.). В своей посмертно вышедшей книге "Успехи и развитие знания божественного и человеческого" он писал о необходимости изучения телепатических снов, случаев паранормального лечения, результатов мысленного влияния на результаты бросания игральных костей. Несколько лет спустя группа британских мыслителей, среди которых были Генри Мор и Джозеф Глэнвиль, начали проводить регулярные заседания, посвящ╦нные обсуждению паранормальных феноменов. В 1681 году Д. Глэнвиль выпустил книгу с результатами этих обсуждений. В середине 18 века римско-католическая церковь поручила Просперо Ламбертини (впоследствии ставшему папой Бенедиктом XIV) провести исследование сообщений о парапсихологических феноменах. После их анализа будущий папа приш╦л к следующим выводам:
Открытие гипноза австрийским врачом Ф.А. Месмером (1734√1815 гг.) породило новое направление в изучении бессознательных психических процессов. Получили широкое распространение сообщения о загипнотизированных субъектах, выполняющих задания по телепатии и ясновидению. В середине 18 века возникло также "спиритическое" движение, которое видимо под влиянием работы шведского уч╦ного и мистика Эмануэля Сведенборга (1688√1772 гг.) "Божественная любовь и мудрость", сосредоточилась на внечувственных контактах с усопшими. Впоследствии спиритизм (буквально "духоведение") распространился в США, Англии и других странах. В 1903 году вышла классическая двухтомная работа Ф.У.Г. Майерса "Человеческая личность и продолжение жизни после смерти тела", в которой была предпринята попытка научной аргументации этого явления. Планомерные исследования по установлению фактов существования и объяснения пси-феноменов начались с 1882 года после создания в Лондоне "Общества психических исследований", существующего по сей день. Три года спустя в США в Бостоне было организовано аналогичное "Американское общество психических исследований". В начале 20 века появились условия для нового подхода к парапсихологическим феноменам, что было связано с возникновением психологии как научной дисциплины. Заметим, что сам термин "парапсихология" был введ╦н немецким философом Максом Дессуаром (1867√1947 гг.) в основанном им "Журнале эстетики и общего искусствознания". При изучении пси-явлений стали учитываться первые результаты клинических психологических исследований, психоаналитической терапии. Основоположником этого направления является австрийский врач Зигмунд Фрейд (1856√1939 гг.), изучавший проблемы подсознательного. Дальнейшее развитие парапсихология получила в работах швейцарского психолога К.Г. Юнга (1875√1961 гг.), диссертация которого на соискание уч╦ной степени доктора философии была посвящена психологии оккультных феноменов. Им, в частности рассматривались: телепатия, медиумизм, коллективное подсознательное. В первое десятилетие 20 века серь╦зное изучение пси-феноменов начало проводиться в США (в Гарвардском и Станфордском университетах) и в Европейских научных заведениях. Во Франции исследованиями в этой области занимался иммунолог и физиолог Шарль Рише (1850√1935 гг.). В 1921 году он опубликовал первую сводку по вопросам парапсихологии. Начиная с 1920-х годов в Дьюкском университете (США) под руководством Дж.Б. Райна и Луизы Райн была создана лаборатория по изучению экстрасенсорного восприятия, где было фактически положено начало научным исследованиям по управлению паранормальными явлениями. Пионером парапсихологии в Германии был профессор Г. Бендер (1907√1991 гг.), основавший Институт пограничных областей психологии и психогигиены. В настоящее время только на английском языке регулярно выходит порядка десяти научных журналов, посвящ╦нных парапсихологии. В России первый серь╦зный подход к изучению пси-феноменов был предпринят известным уч╦ным-химиком Д.И. Менделеевым (1834√1907 гг.). В мае 1875 года по его инициативе в Петербурге была создана комиссия по рассмотрению медиумических явлений, где в частности изучались явления спиритизма. В 1920-х годах отечественный академик В.М. Бехтерев (1857√1927 гг.), изучающий способы лечебного применения гипноза, совместно с известным дрессировщиком В.Л. Дуровым (1863√1934 гг.) занимался опытами мысленного внушения дрессированным собакам заранее задуманных двигательных актов. В 1922 году Бехтеревым была учреждена специальная Комиссия по изучению мысленного внушения при Институте мозга. Основоположником научной парапсихологии в нашей стране можно считать Л.Л. Васильева (1892√1967 гг.), который сначала под руководством Бехтерева, а затем самостоятельно проводил исследования в области мысленного внушения (суггестии), телепатической передачи информации. В 1959 году им была написана книга "Таинственные явления человеческой психики", где он рассмотрел такие явления как сновидения, гипноз, телепатия, телекинез. Попытки найти материальный носитель телепатической информации предпринимали академик П.П. Лазарев, инженер-электрик Б.Б. Кажинский. Идеи биополя разрабатывал уч╦ный-эмбриолог А.Г. Гурвич. Изучением экстрасенсов и пси-феноменов занимался доктор медицинских наук А.Н. Менделяновский. Эксперименты по телекинезу и телепатии с растениями проводил доктор психологических наук В.Н. Пушкин. Разработке теории и экспериментам по телепатии, телекинезу, проскопии и кожному зрению немалое время уделял академик Ю.Б. Кобзарев. Проблемами биолокации занимался академик Русской Академии наук и культуры Н.Н. Сочеванов. В настоящее время парапсихологии уделяют сво╦ внимание академик АМН В.П. Казначеев, доктор биологических наук А.П. Дубров, доктор технических наук И.М. Коган, доктор медицинских наук А.Г. Ли и многие другие. О терминологии и классификации психофизических явлений В связи с тем, что природа этих явлений не ясна, а изучением и попытками практического использования пси-явлений занимаются специалисты и энтузиасты из различных областей науки, техники и практики довольно часто возникают трудности с понятийным аппаратом. В частности, синонимами "психофизических явлений" могут быть: пси-явления, биоэнергетическое воздействие, y-феномен, пси-феномен, эниофеномен, паранормальное явление, экстрасенсорное взаимодействие, слабое энергоинформационное взаимодействие и другие. А к направлениям, изучающим эти явления, относятся: парапсихология, психотроника, психоэнергетика, парадоксоника, психофизика, эниология, биоэнергоинформатика, экстрасенсорика, метапсихология, физика сознания и прочие [2-4]. При этом, субъекта, обладающего паранормальными способностями, называют: аномалик, экстрасенс, сенситив, сверхперцепиент, пси-энергист, психик, парапсихолог, биосенс, ясновидец, телепат, медиум, а также: пранотерапевт и биокорректор - в медицинской экстрасенсорике; даузер, оператор биолокации, биолокатор, лозоходец, лозоискатель - в биолокации. Считается также, что паранормальными способностями обладают: колдун, маг, шаман, волхв, ведьма, удаганка, знахарь и другие [3]. Здесь предлагается использовать термин "парапсихология", как научное направление, ставящее своей целью изучение форм восприятия и передачи информации, происходящих без участия органов чувств биообъектов, а также нетрадиционных форм воздействия человека (а может быть и иного живого существа) на физические явления без посредства мышечных усилий, а только желанием, мыслью, силой воли. Ниже приводится одна из классификаций пси-феноменов, сложившаяся к настоящему времени в парапсихологии и дополненная терминами из последних работ, опубликованных в таких журналах, как "Парапсихология и психофизика", "Сознание и физическая реальность", "Биомедицинская радиоэлектроника". Ввиду того, что физическая природа пси-явлений не ясна, и, возможно, что она не одинакова для всех феноменов, изучаемых в парапсихологии, в основу классификации положены результаты проявления феномена. Наряду с основными понятиями, в скобках приводятся их синонимы и (или) краткие пояснения. Классификация паранормальных явлений (пси-явлений)
Заметим, что не все из привед╦нных выше феноменов можно отнести к реально существующим пси-явлениям, а не к фальсификациям, обману, фокусам, спекуляциям. Например, психическая хирургия, практикуемая хилерами (филиппинскими знахарями), на самом деле не содержит хирургического вмешательства, а является лишь его имитацией [2]. Полученный в ряде случаев эффект исцеления объясняется психологическим (гипнотическим) воздействием на пациента [3]. В то же время, обширный материал, привед╦нный в различных источниках, а также некоторый опыт авторов свидетельствуют о реальности многих пси-феноменов, что заставляет искать пути объяснения их природы. Определяющие свойства паранормальных феноменов Если предположить, что все перечисленные выше феномены можно объяснить одной теорией, что в их основе лежит один и тот же механизм (хотя это и не очевидно), то для объяснения явлений можно сначала попытаться сначала выделить свойства, единые для пси-феноменов. К этим свойствам относятся следующие:
Основные гипотезы о природе паранормальных явлений В настоящее время существует довольно много гипотез, при помощи которых предпринимаются попытки объяснить механизмы пси-феноменов. Некоторые из них (подобно изучаемым явлениям) пересекаются между собой, другие носят диаметрально противоположный характер. Не вдаваясь в существо этих гипотез, ниже объединим их в следующие группы:
Приходится констатировать, что перечисленные гипотезы и им подобные (а их насчитывается около пятидесяти) не объясняют в совокупности все феномены парапсихологии. Уда╦тся в отдельных случаях объяснить лишь отдельные фрагменты пси-явления без построения стройной теории. И несмотря на то, что многие феномены вс╦ же имеют место в нашем мире, лишь обращение к Высшему разуму вс╦ объясняет. Таким образом, некоторые исследователи уже серь╦зно (осознанно) говорят о влиянии Духовного мира на нашу физическую реальность. Рассмотрим этот аспект более подробно. Гипотеза о Высшей информационно-энергетической субстанции На Международной конференции "Синхронизация и слабые взаимодействия в биологии, медицине и парапсихологии", проходившей в Москве 17-19 апреля 1998 г., некоторые выступающие утверждали, что постижение сути паранормальных явлений требует обращения как к физическим, так и к духовным сторонам взаимодействия с окружающим миром (В.М. Берштейн, Л.С. Прицкер, Л.В. Серебренникова, В.П. Олейник, В.В. Квартальнов, Ю.В. Балашов, В.Н. Волченко и другие). Развивая их идеи, можно говорить о существовании некой высшей субстанции, взаимодействие с которой и реализует в том числе и пси-феномены. Назов╦м е╦ Высшей информационно-энергетической субстанцией (ВИЭС). Под ВИЭС будем понимать некую объективно существующую неимоверно сложно организованную структуру, осуществляющую информационную и энергетическую взаимосвязь со сложными объектами Вселенной, способными (или предназначенными) к взаимодействию с ней. В частности, она является высшей по своей сложности по отношению к человеку. Е╦ интерес к взаимосвязи с человеком может быть объясняется возможностью получения новой (позитивной) информации, обуславливающей развитие ВИЭС. С религиозной точки зрения, ВИЭС в какой-то степени отождествляется с понятием Бога, Демиурга, в оккультизме - с высшим менталом, а в научном (материалистическом) плане - со сверхразумом, высшим космическим разумом, единым энергоинфомационным полем, неизвестными разумными силами (по К.Э. Циолковскому), информационно-распорядительной структурой (по Ю.А. Фоменко). Возможно, что целью ВИЭС является совершенствование этой Вселенной или создание новой, более сложной, развитой, гармоничной. По отношению к человеку (а это больше всего нас интересует) ВИЭС отнюдь не занимается воспитанием или благотворительной деятельностью. Тем не менее, любой из индивидов может представить для ВИЭС интерес, если он "выгоден", например, в информационном плане. В таком случае ВИЭС может даже на определ╦нном временном этапе оказать помощь конкретному человеку, и индикацией (проявлением) этого возможно служат, в том числе, и паранормальные явления, пока ещ╦ не объяснимые с позиций известных нам законов природы. Вероятно, что на определ╦нном временном этапе жизни индивида в составе структуры ВИЭС образуется информационно-энергетическая ячейка (ИЭЯ), в определ╦нной степени отображающая конкретного человека (а может быть и иного биообъекта). Эта ячейка может сохраниться и после его физической смерти. Отсюда легко объясняются: вера в бессмертие души, постсуществование, жизнь после смерти... Однако, в отличие от общепринятых воззрений, по-видимому, такое образование происходит не для каждого человека, а только для того, кто действительно в информационном плане заинтересовал ВИЭС, например, своей созидательной деятельностью, в том числе целительством, попытками гармоничного сосуществования с окружающим миром. Не исключено "участие" этой ИЭЯ в родившемся новом человеке. Тогда легко объясняется и реинкарнация, и действие законов кармы. Какие из этой гипотезы можно извлечь практические выводы? Применяя общепринятую терминологию, отметим следующее:
Литература
|
Ваш комментарий к статье | ||||