Д. Калачев, С. Третьяков CAN-сеть - платформа создания распределенных систем управленияНесмотря на относительно небольшой срок существования, можно говорить о том, что у CAN есть своя история. Началась она с того, что в 1983 году Robert Bosch GmbH и Intel (подключилась к работам в 1984 году) начали совместные работы над проектом высокоскоростной сети с простым подключением узлов и блоков к шине, призванной заменить радиальную проводку в автомобилях. В 1986 была опубликована первая спецификация CAN, описывающая кроме всего прочего только стандартный (11-бит идентификатор) формат CAN-сообщения. В 1987 году Intel выпустил первый автономный CAN-контроллер - i82527. В 1991 году была опубликована CAN-спецификация для расширенного (29-бит идентификатор) формата CAN-сообщения.Большую работу по стандартизации CAN-технологий проводит международная ассоциация потребителей и производителей CAN - CAN in Automation (CiA), основанная в марте 1992 года (www.can-cia.org).Отличные характеристики CAN: широковещательный способ передачи (broadcasting), мультимастерность (multiMaster), превосходная обработка ошибок, различная среда передачи, наличие аппаратной поддержки - обусловили лавинное увеличение приложений на базе CAN и расширение областей применения: автомобильный и железнодорожный транспорт, авиация, судостроение, управление технологическим оборудованием, управление вооружениями и многие другие. Аппаратная поддержка протоколаНа начальном этапе становления CAN-технологий для аппаратной поддержки создаваемых решений использовались автономные (Stand-alone) CAN-контроллеры. В процессе развития и увеличения количества распредел╦нных систем, созданных на основе CAN, был создан ряд однокристальных микроконтроллеров со встроенными CAN-контроллерами (табл. 1). Такое решение позволило существенно снизить сложность и стоимость систем. Таблица 1. Фирмы, выпускающие контроллеры, поддерживающие CAN
Дальнейшее развитие происходит как в направлении интеграции в одном микроконтроллере средств для аппаратной поддержки, помимо CAN и других сетевых протоколов (J1850: Motoro-la PC9S12DJ64, LIN: Fujitsu MB90F394, byteflight: Motorola PC9S12DB32 и другие), так и в увеличении CAN-интерфейсов (Fujitsu, Hitachi, Motorola, Micronas и другие) и мощности CAN-контроллеров (количество аппаратных буферов у Hitachi SH7055F, Bosch C_CAN, TTCAN увеличено до 32, тогда как стандартной величиной является 8╦16). Стандартные прикладные CAN-протоколыСпецификация CAN определяет только физический и канальный уровни (CAN Layer 2 Protocol по Эталонной модели OSI). При создании простых приложений - небольшое количество однотипных узлов, слабая изменчивость, например, сбор данных и передача в центральный модуль, - использование CAN Layer 2 вполне достаточно. Однако при создании сравнительно сложных систем (десятки и сотни узлов), в которых узлы существенно различаются по функциональности (например, управление технологическим процессом), требуется модификация и дополнение системы без полной е╦ перестройки, использование только протоколов канального уровня становится уже неприемлемым. Для обеспечения большей над╦жности разработки, модифицируемости и сопровождаемости системы возникает необходимость использования более высокого уровня абстракций - протоколов более высокого - прикладного уровня (High Level Protocol - HLP). Необходимость создания унифицированных решений обуславливает открытость таких протоколов. Как правило, все HLP определяют два уровня - уровень управления сетью (Network Layer) и собственно прикладной уровень (Application Layer). Первый служит для обеспечения функционирования сети, выполнения подключения/отключения узлов, настройки и конфигурирования, второй - собственно обеспечивает работу приложений. В табл. 2 приведены наиболее известные в настоящее время протоколы прикладного уровня на базе CAN. Таблица 2. Высокоуровневые протоколы, основанные на CAN
Инструментальные средства разработкиРазработка сложных распредел╦нных систем на базе CAN требует использования разнообразных инструментальных средств на базе PC, которые резко сокращают время разработки как программного обеспечения, так и всей системы в целом. К ним относятся:
Как правило, предлагаемые на рынке средства разработки представляют собой комплексные продукты, реализующие всю или большую часть указанной выше функциональности. Наиболее типичными представителями являются пакеты canAnalizer/32 и CANalyzer. Для обеспечения взаимодействия PC с CAN-устройствами выпускается достаточно большой спектр интерфейсных плат - CAN-контроллеров (табл. 3), обладающих различными характеристиками. Отрадно отметить, что в данном секторе CAN-устройств представлены и изделия Российских производителей. Таблица 3. Инструментальные ср-ва и аппаратная поддержка CAN-протокола
Таблица 4. Сравнительные характеристики различных систем, реализованные на CAN
Использование CAN при построении распределенных системCAN-протокол обладает великолепными характеристиками:
Различные варианты архитектурной реализации распределенных системCAN может использоваться для построения систем, имеющих самую различную сетевую конфигурацию. Далее рассматриваются типовые варианты построения распредел╦нных систем. Простая (шинная) CAN-сетьВсе существующие стандарты HLP и большинство применений CAN основаны на шинной архитектуре. Основные характеристики таких применений: не более нескольких десятков узлов, протяж╦нность не более нескольких сот метров. Это автомобильный транспорт, отдельные подсистемы морских судов и самол╦тов. Иерархическая CAN-сетьДля реализации сложных и больших систем - управления зданием (гостиницей, бизнес-центром и т.п.), управления технологическим процессом, - требующих большого числа (несколько сот) CAN-узлов или имеющих несколько ч╦тко выраженных логических и/или физических сегментов - этажей, корпусов, - обычно требуется иерархическая структура сети. Таким образом, можно сказать, что иерархия сети нужна там, где присутствует ч╦тко выраженная иерархия объектов управления и потоков данных между контроллерами и/или имеется необходимость построения распредел╦нной системы на больших расстояниях и с большим количеством узлов. Как правило, в таких системах при понижении уровня иерархии используемые контроллеры упрощаются, а их количество увеличивается. Можно указать следующие проблемы построения иерархических сетей:
Для решения этих проблем разработан протокол прикладного уровня для иерархических CAN-сетей - HCDA, объединяющий модель общей шины для передачи прикладных данных и иерархическую модель сетевого управления устройствами. CAN-сеть в интеграции с локальными сетями более низкого уровняС целью понижения стоимости оборудования систем управления и контроля автомобилей фирмами Audi AG, BMW AG, DaimlerChrysler AG, Motorola Inc, Volcano Com-munications Technologies AB, Volkswagen AG и Volvo Car Corporation был разработан новый протокол - Local Interconnect Network - LIN (www.lin-subbus.org). Это сравнительно низкоскоростной протокол (до 20 Кбит/с), предназначенный для подключения интеллектуальных датчиков и исполнительных механизмов. Таким образом, вста╦т задача создания гетерогенных сетей, использующих CAN и LIN. Построение иерархических распределенных приложенийЦель создания HCDAПротокол прикладного уровня для построения иерархических распредел╦нных приложений на базе CAN - Hierarchical CAN Distributed Application (HCDA) представляет собой разработку стандарта, предназначенного для создания сложных распредел╦нных при-ложений, базирующихся на CAN-протоколе. Данный стандарт имеет смысл использовать при разработке систем (проектов), характеризующихся следующими параметрами:
Сетевая архитектура HCDAУровень управления сетью HCDA обеспечивает:
Уровень приложения HCDA обеспечивает: определение прикладных сущностей - объектов распредел╦нного приложения (Distributed Appli-cation Object) и их идентификацию в пределах всей системы, не зависящую от идентификации узлов (контроллеров) сети; обмен данными между DAO в реальном времени с использованием двух основных типов сообщений: подтверждаемых - команд и не подтверждаемых - событий; привязку прикладного уровня к физической конфигурации сети. Описание объектов и их элементов через профилиДля обеспечения возможностей гибкой настройки и реконфигурируемости обеспечена стандартизация механизмов конфигурирования контроллеров и объектов распредел╦нного приложения. Стандартизация реализована через профили (аналогично тому, как это сделано в CANopen) - типовые конфигурации контроллеров, объектов распредел╦нного приложения, элементов - датчиков, управляющих механизмов и т.п. Примеры создания территориально распределенных системКомплексная система автоматизации переработки зерна и зернопродуктовКомплексная система автоматизации переработки зерна и зернопродуктов - GPSC (Grain Processing Control System) состоит из подсистем:
В настоящее время GPSC реализована на зерновом терминале Таганрогского миниэлеватора:
Система тревожной (охранно-пожарной) сигнализацииКомплексная система управления тревожным (охранно-пожарным) оповещением ACS-2000 (Alert Control System) предназначена для организации охранной, пожарной и охранно-пожарной служб гостиничных, санаторных и туристических комплексов, вузов, учебных корпусов, банков, бизнес-центров, супермаркетов, а также жилых многоквартирных домов. Система способна взять на себя все заботы, связанные с обеспечением безопасности имущества граждан, а также материальных ценностей, находящихся в служебных помещениях как в пределах здания, так и на удалении от него на расстояние до 6000 м. Комплекс ACS 2000 представляет собой специализированную локальную многоуровневую территориально распредел╦нную систему, реализованную на CAN- и LIN-сетях. Одна из реализаций системы ACS-2000 представляет собой пример иерархической CAN-сети, при построении которой в полной мере были оценены преимущества использования протокола прикладного уровня HCDA. Дальнейшее развитие проект ACS-2000 получил в системе комплексной автоматизации работы гостиничного комплекса - HASC (Hotel Automation Control System). Управления системой кондиционирования воздуха в самолетеСистема кондиционирования воздуха (СКВ) является одной из важнейших систем обеспечения пол╦тов современных самол╦тов в различных погодных и высотных условиях. Центральным звеном СКВ является промышленная установка охлаждения воздуха, содержащая обычно несколько ступеней с регулирующими заслонками и датчиками. Кроме того, в СКВ входит ряд запорно-соединительных заслонок и воздушных магистралей, с помощью которых обеспечиваются различные режимы работы СКВ. Размещение, параметры и характеристики указанных элементов СКВ в значительной мере определяются конструкцией и назначением самол╦та. Поэтому основная проблема создания СКВ заключается в разработке блока управления (ЦБУК) и объединения всех элементов СКВ в единую систему. Одной из основных конструктивных особенностей ЦБУК является применение модульного принципа построения и сетевой системы связи модулей и подсистем СКВ. Для этой цели применяется CAN. ЦБУК состоит из модуля центрального процессора, основного и резервного модулей ввода/вывода. Модули соединены между собой по CAN-шине. Также по CAN-шине связаны и оба блока ЦБУК (левый и правый борт). Применение CAN прида╦т ЦБУК высокую универсальность и над╦жность, так как позволяет осуществлять дистанционную загрузку и полное изменение управляющей программы без демонтажа блока. Система электроснабжения самолетаДля системы сбора и обработки параметров качества электроэнергии системы электроснабжения (СЭС) самол╦та был разработан сетевой измерительно-вычислительный комплекс (СИВК), представляющий собой совокупность контроллеров сбора данных в реальном времени, объедин╦нных в локальную CAN-сеть под управлением PC. Большой объ╦м передаваемых данных и ж╦сткие временные ограничения потребовали создания собственного прикладного протокола, основанного на CAN Layer 2. СИВК успешно применяется на ТАНТК им. Бериева при проведении стендовых и бортовых испытаний СЭС самол╦тов Бе-200 и А-50. Анализ потоков данных и времени реакции в описанных выше системах позволяет утверждать, что CAN может быть использован для создания самого широкого спектра распредел╦нных систем с различными требованиями по пропускной способности сетевой шины и временам реакции. |
Richardmaw пишет... Приветствуем вас на нашем web-сайте сельского хозяйства FERMERA.RU. На нашем интернет-портале рассматривается сельское хозяйство, его некоторые сферы и свойства. Интернет-сайт может быть полезен не только лишь фермеру, но и каждому человеку, кто занимается какими-либо злаковыми культурами, будь то зерно или пшеница, кукуруза или подсолнух - здесь вы подберете себе всё, что вас интересует. Полезные советы по ведению хозяйства помогут облегчить этот процесс и сделать его более эффективным. Обменивайтесь практическим опытом с иными пользователями, что даст возможность вам наиболе успешно обустроить свое хозяйство, а так же не повторять пройденных другими ошибок. Масса любопытной а также важной информации предоставляется вам в использование.
12/03/2016 19:44:21 |
RobertTic пишет... В зеленой зоне Красносельского района, где динамичная жизнь Северной столицы расширяется тишью и удобством парковых комплексов, образован приятный квартал Солнечный город (СПб). Жилой комплекс, официальный веб-сайт какового принадлежит компании Setl City (Сэтл Инвест)
26/05/2017 16:32:58 |
Анатолий Макаров пишет... Сергей Александрович!
06/03/2020 05:40:12 |
Ваш комментарий к статье | ||||