╚Пик кризиса для нашей отрасли уже пройден╩
Геннадий Каневский: 2009 год, пиковый год глобального экономического кризиса, подходит к концу. Какие из групп производимой STMicroelectronics продукции оказались наиболе «кризисоустойчивыми»? Каковы главные потери и приобретения STM за этот год?
Анатолий Дудников: Да, вы правы, и, надеюсь, пик кризиса для нашей отрасли уже пройден. Конечно, я имею в виду отрасль в мировом масштабе - Россия имеет в этом смысле свою особую специфику, зачастую сложно прогнозируемую.
В начале 2009 года мы резко сократили производственные мощности, видя уменьшение заказов со стороны наших ключевых клиентов. Это была тенденция как первого, так и второго кварталов. Однако в третьем мы видим пусть и небольшой, но, надеюсь, устойчивый рост спроса на полупроводниковые компоненты в целом, что связано как с сокращением складских запасов, так и с ростом производства электроники. Для ST, как и для многих наших конкурентов, своевременное сокращение производственных затрат и мощностей было одной из ключевых задач в период преодоления кризиса. Что касается продуктовых групп, наиболее, как Вы выразились, «кризисоустойчивой» оказалась группа ACCI (ACCI - Automotive, Consumer, Computer and Telecom Infrastructure), внутри которой, однако, сильнее других пострадала автомобильная электроника, на втором месте IMS (Industrial and Multi-Segment Sector), а наиболее весомый спад постиг группу продуктов Wireless (беспроводная продукция). В целом, сбалансированность продуктовой линейки ST позволила оперативно отреагировать на тенденции рынка и сформировать оптимальный прогоноз производства.
К успехам компании в этом году можно смело отнести несколько важных событий, основной целью которых являлось максимально возможное увеличение рыночной доли компании, завоевание рынка, в период роста которого будет возможным компенсировать потери предыдущих этапов. Например, в сегменте «Consumer» (потребительская электроника) мы представили на рынок две новые платформы для IP TV, разработали и уже поставляем дизайн-решение PVR (Personal Video Recorder) для ТВ высокой четкости (HD) для крупного европейского кабельного оператора. В сегменте «Imaging» совместно с компанией SOITEC разработана новая технология (backside-illumination (BSI)) для производства КМОП-видеосенсоров следующего поколения, используемых в электронных устройствах широкого применения. В группе «Industrial» (промышленная электроника) компания ST аносировала новую низкопотребляющую платформу на базе 8- и 32-разрядных микроконтроллеров, а также улучшенное решение для транспортных приложений SRT512 с функцией перезаписи однократных поездок (электронный билет). Для приложений сегмента «мобильная электроника» (MP3 плееры, смартфоны, цифровые камеры) мы предложили новое семейство MEMS-акслерометров. Также разработан ряд новых продуктов семейства ViperPlus, AC-DC-конверторов с минимальным энергопотреблением в режиме "StandBy". Эти и ряд других продуктов являются инновационными по многим характеристикам и будут востребованы EMS- и OEM-производителями бытовой и промышленной электроники.
Г.К.: Расскажите, пожалуйста, о территориальной реорганизации Департамента продаж STM. Насколько нам известно, Россия из сектора развивающихся стран попала в европейский сектор. Какие преимущества российские разработчики электроники смогут получить от этой реорганизации?
А.Д.: Действительно, в конце 2008 года мы реорганизовали региональную структуру путем объединения московского офиса с европейским подразделением. Такому же процессу были подвергнуты все отделения ST, входившие в структуру «Развивающихся рынков» (Emerging Markets: Бразилия, Россия, Индия, Китай). Все они теперь сгруппированы в рамках макрорегионов ST: Европа, Азия, Америка. С практической точки зрения такое объединение своевременно и носит сугубо прикладное значение. Для российского филиала объединение с «Европой» позволило получить прямой доступ к Центрам технической поддержки, лабораториям и группам, которые ранее не отвечали за регион. Так, например, многие из наших клиентов имеют теперь доступ к техническим и инженерным ресурсам ST в Праге и Мюнхене, где располагаются лаборатории, отвечающие за микроконтроллеры, автомобильную и промышленную электронику.
Г.К.: В последние годы разработчики микроконтроллеров уделяют наибольшее внимание 32-разрядному ARM-ядру. STM также следует этой тенденции, но сохраняет и активную позицию в 8-разрядном секторе, выпуская такие продукты, как STM8. Считает ли компания рынок 8-разрядных изделий все еще перспективным?
А.Д.: Вы правы, интерес к 32-разрядным микроконтроллерам сейчас очень высок. Многие компании выпустили аналогичные продукты, оринетируюсь на тенденции и рыночный спрос. ST представила широкую линейку микроконтроллеров STM32 с различной классификацией по функциям и применению, и одной из отличительных особенностей STM32 является возможность применения их при проектровании портативных устройств с использованием батарейного питания. Однако, стратегическое развитие микроконтроллерной тематики в SТ привело к выпуску семейства STM8, которое разрабатывалось одновременно с семейством STM32 и ориентировано на приложения низшей ценовой группы с обеспечением высоких характеристик по надежности и помехоустойчивости. Использование микрокотроллеров STM8 в автомобильной промышленности - яркий пример качества и удобства применения этой серии. К тому же, одновременная разработка обоих семейств МК позволила обеспечить миграцию от одного типа к другому при минимальном уровне затрат на доработку платформы и с использованием одного ПО.
Что касается рынка для такого класса устройств, то еще год назад перспективы его роста были очень привлекательными, что основывалось на широком распространении этих МК на азиатском рынке. Однако, в течение первой половины 2009 года прогнозы были пересмотрены, но только в части динамики рынка, а не его величины. Иными словами, показатели, которых планировалось достичь в 2010 году, вероятнее всего будут достигнуты позже.
Г.К.: Открывая web-сайт компании STMicroelectronics, мы видим, что на первой же его странице уделено большое внимание аналоговой продукции (реклама, баннеры и т.д.). Является ли сейчас аналоговая продукция основной группой для STMicro? Какие новинки мы увидим в этой группе продукции в ближайшем будущем?
А.Д.: Сказать, что у ST есть основные и второстепенные группы продуктов - не совсем верно. Каждое из направлений, линеек и приложений формируется под сегмент рынка, и вопрос скорее в доле, занимаемой ST на рынке, чем в приоритете внутри компании. Конечно, эффективная реклама и продвижение - один из элементов по завоеванию рынка, что и отражает web-сайт компании. Аналоговые продукты - исторически сильная линейка ST, и если вернуться к анонсам по новым решениям, то и в этом сегменте у нас есть ряд инновационных продуктов. Пример - новые семейства операционных усилителей с функционалом, ориентированным на низкое потребление энергии и расчитанным на использование в электронных приборах персонального применения, таких, как медицинские приборы (кардиостимуляторы, экспресс-приборы анализа крови, датчики пульса и т.д.)
Г.К.: Ваши пожелания российским разработчикам электроники - читателям нашего журнала?
А.Д.: STMicroelectronics уже многие годы позиционирует себя в России как надежного и долгосрочного партнера, и мы надеемся, что наши усилия отзовутся успешными проектами клиентов с использованием компонентной бызы STMicroelectronics. В качестве пожелания хотелось бы отметить, что кризис - это оптимальное время для переоценки собственных достижений, направления развития и конечной цели - и поэтому я желаю всем нашим партнерам использовать этот период максимально эффективно, опираясь на существующие и будущие проекты с STMicroelectronics!
Ваш комментарий к статье | ||||