Omron: портрет компании
Шел 1930 год. Казума Татейси (Kazuma Tateisi, – в будущем основатель компании OMRON Corporation) из города Киото начал свой бизнес с производства и продаж прессов для утюжки брюк. С самого начала предприимчивый японец столкнулся с весьма вялыми продажами, и как следствие, – значительным затовариванием склада. Чтобы как-то преодолеть финансовые трудности, Казума разработал новое устройство – точилку для ножей, при этом бросив все свои ресурсы на продвижение и продажи. Однако попытка не принесла желаемого результата.
Двумя годами позже Казума услышал «мысль вслух» одного из своих друзей: «...если бы в рентгенаппарате был таймер, это позволило бы делать двадцать снимков в секунду, и такое устройство имело бы огромный спрос…» Работа закипела. Все от рабочих чертежей до самих деталей мистер Татейси создал своими собственными силами. И вскоре методом проб и ошибок, наконец, завершил сборку прототипа таймера. Устройство доставили в одну из клиник города Осако для испытаний, во время которых была полностью доказана его эффективность.
В 1933 году Казума Татейси организовывает в Осаке небольшую фабрику Tateisi Electric Manufacturing Co. На тот момент весь персонал предприятия состоял из двух человек. Именно на этом заводе Татейси с коллегами наладил производственный процесс сборки таймеров для рентгеновских аппаратов. Спрос на таймеры увеличивался. Татейси начал получать серьезные заказы от ведущего в Японии производителя рентгеновских аппаратов, компании «Dai-Nippon X-Ray Manufacturing Co».
Осенью 1941 года в Tateisi Electric был направлен запрос из Лаборатории по Воздухоплаванию Токийского Университета с просьбой разработать прецизионный выключатель отечественного производства. Этот выключатель должен был выдерживать до 100 000 переключений без потери свойств и к тому же иметь малые размеры. Вооружившись документацией и образцами из Соединенных Штатов, инженеры компании вскоре выпустили свой собственный, заново разработанный проект. Наконец, в декабре 1943 года, после двух лет напряженной работы, был создан самый совершенный на тот момент прецизионный переключатель, – первый в Японии. Этот технологический прорыв позволил Tateisi Electric заработать репутацию технологического лидера.
Решающий момент
Когда огонь Второй Мировой войны начал неумолимо распространяться по Японии, в Tateisi Electric было принято решение о строительстве еще одной фабрики в Киото. В 1945 году головной офис в Токио, равно как и основной завод в Осаке, были ликвидированы, поэтому возведение новой фабрики стало главной и срочной задачей. Новая фабрика была полностью запущена в конце лета 1945 года. Здесь же расположился и офис Tateisi Electric.
После окончания войны Япония, как и большинство воюющих стран, испытывала серьезный недостаток природных ресурсов и товаров народного потребления. В это время Казума Татейси предпринял поспешные шаги по возрождению своей компании. Имея в виду что электричества в стране вполне достаточно, мистер Татейси предложил потребителям портативную глиняную печь с возможностью регулировки мощности. Новая продукция стала пользоваться повышенным спросом, что позволило Tateisi Electric быстро поправить свои дела. Казума Татейси, воодушевленный успехом, разрабатывает специальный утюг для женщин и представляет новый продукт под маркой «Omlon» (марка «Omlon» параллельно просуществовала до 1958).
Использование электрических печей в послевоенной Японии росло в геометрической прогрессии, электропроводка не выдерживала, что приводило к множеству возгораний. В 1947 в Стране Восходящего Солнца грянул энергетический кризис. Он был вызван не только стилем жизни самих японцев, но и растущим потреблением энергии в промышленности. Все допуски были значительно превышены. Появился спрос на ограничители тока. Tateisi Electric быстро отреагировала, разработав необходимый ограничитель. Производство прибора удачно интегрировалось в существующую систему сборки прецизионных выключателей и предохраняющих реле. После успешного испытания ограничителя тока Японской Ассоциацией Электрических Измерений, его начали изготавливать в промышленных масштабах. Этот триумф послужил стимулом для объединения компании под единым именем: OMRON Tateisi Electric Co.
В начале 1950 года президент OMRON Казума Татейси входил в группу бизнесменов, задачей которых было найти пути увеличения продуктивности на производстве. На одной из очередных встреч мистер Татейси услышал речь на тему автоматизации и с этого момента был окончательно убежден, что именно это направление в скором будущем будет определяющим для достижения успеха в отрасли. В то же время Казума изучал теорию кибернетики.
В сентябре 1953 года Казума Татейси впервые посетил электромеханические заводы в США. По возращении домой он издает единую директиву для всего персонала компании. Цель – концентрация общих усилий на разработке компонентов автоматизированных систем.
Автоматизация очень быстро проникала во все новые и новые сектора производства в Японии. Компании OMRON было необходимо оперативно реагировать на растущий спрос. Чтобы достигнуть этой цели, в компании приняли решение об организации новой бизнес-системы, названной «Системой Производства». Система была призвана комбинировать разрозненные структуры с централизованной системой управления компании. Под этим понималось, что вспомогательные и производственные подразделения должны управляться единым центром, но оставлять часть полученной прибыли у себя и в конечном итоге основать свои собственные фабрики на местах. Такая мера привела к увеличению числа производств и обеспечила OMRON устойчивый рост.
Кроме того, в стране наметилась тенденция оттока населения из провинций в центральные города, что привело к серьезной проблеме – депопуляции. Одобренная в OMRON политика открытия заводов вне больших городов, дала возможность получить людям работу по месту жительства, а самой компании – мощную сеть производств по всей стране. Это стало основной, движущей силой развития фирмы.
В Японии середины 60-х годов, несмотря на рост промышленности, фактически полностью отсутствовали какие-либо бизнес-прогнозы. Казума Татейси, понимая важность подобных исследований, в 1967 году создал команду специалистов, которые должны были анализировать социальные процессы, начиная с эволюции общества. Потом, на основании полученных результатов, удалось создать математическую модель и спрогнозировать возможные потребности и тенденции. Суть «Теории Инноваций», как назвал ее сам Татейси, была представлена им на международной конференции в 1970 году. Доклад привлек к себе повышенное внимание и до сих пор служит основным ядром при разработке стратегических планов компании.
В 1955 году оборонное ведомство Японии запустило сборку собственных боевых самолетов. Однако производимые в стране прецизионные переключатели не удовлетворяли повышенным требованиям. Являясь лидером в этой области, OMRON приложил немало усилий, чтобы привести свою продукцию в соответствие с военными стандартами. И благодаря инженерам компании это удалось: переключатели OMRON стали применяться в производстве самолетов. Решение о военных поставках позитивно отразилось на всем производстве компонентов: была озвучена новая политика – «Качество превыше всего».
Быстро прогрессирующий рынок требовал новых разработок в области высокоточных миниатюрных переключателей, способных выдерживать до 100 миллионов циклов работы. Президент OMRON поручает инженерам компании разработать бесконтактное твердотельное реле. За основу был взят транзистор. Через пять лет, в 1960 году, после упорных трудов «чудо-переключатель» был создан. Твердотельное реле дебютировало на выставке в Осаке и получило сенсационный успех. Инновация с реле дала мощный толчок в развитии электронных технологий компании.
Чтобы эффективно приспосабливаться к бурно растущему рынку автоматизации, OMRON было необходимо тратить много сил на развитие и поиск новых решений. В 1960 году была построена центральная лаборатория по «поиску и развитию». На тот момент стоимость лаборатории в четыре раза превышала финансовые активы компании. Но постоянное привлечение людских и финансовых ресурсов с целью увеличения технологического потенциала компании помогло OMRON стать лидером в различных областях деятельности: автоматизации банковских операций и розничных продаж, медицине.
Немалую роль здесь сыграла и «школа продаж», созданная в 1963 году. Целью было научить как собственный персонал, так и персонал дистрибьюторов прямым продажам сложной техники, предоставить необходимые технические знания.
В 1965 году по оборачиваемости склада OMRON занимала верхнюю строчку в рейтинге компаний г.Токио. Потребители расценивали марку OMRON как гарантию качества и надежности.
В то же время у руководства компании были амбициозные планы по завоеванию мирового рынка: «Сделаем OMRON мировым брендом,» – гласил один из лозунгов того времени. В 1970 году была открыта первая дочерняя компания OMRON за пределами Японии (Калифорния, США).
В 1956 году Казума Татейси, работая в группе по «Развитию социальной политики» при Киотской ассоциации, пришел к выводу, что необходимо развивать корпоративную этику в собственной компании. При этом опорой должен быть он сам. Философия позже отразилась в девизе компании «Работать для лучшей жизни, лучшего мира для всех» (1959г.) Девиз был взят за основу бизнеса OMRON.
До настоящего времени деятельность фирмы OMRON неразрывно связана с разнообразными социальными программами: от организации и финансовой поддержки концертов органной музыки или семинаров в защиту лесов до спортивных марафонов для людей с ограниченными возможностями передвижения или выплат дотаций жертвам терактов.
OMRON на службе населения
В 1963 году, когда на улицах главных японских городов только начали устанавливать первые автоматы по продажам различных товаров, появилась информация, что на будущей выставке в Токио американцами будет представлена новая разработка: машина по продажам и банкомат в одном корпусе.
Инженерам компания OMRON, втянутым в конкурентную борьбу, удалось создать автомат, распознающий 121 вид различных билетов. Он мог вычислить трехзначные суммы и отличать поддельные купюры. Примечательно, что вскоре после показа он был украден прямо из павильона. В области промышленной автоматизации инженеры создали программатор для станков, основанный на программируемой логической интегральной схеме – ПЛИС (IC-based programmable logic controller – PLC), получившей впоследствии брендовое название SYSMAC. Подвергаясь множественным изменениям, ПЛИСы в конечном итоге стали компактными, существенно подешевели и содержали встроенный микропроцессор. Позже, в 1969-м, OMRON разработал по заказу американской компании автомат, способный принимать в качестве оплаты кредитные карты. В этом же году появился самый маленький в мире настольный калькулятор CALCULET-1200 на базе интегральной микросхемы.
Новые технологии, используемые в уличных автоматах, очень заинтересовали сотрудников Национального Института Полиции. Вскоре оттуда пришел запрос на срочную разработку оборудования для контроля движения на дорогах. И хотя эта сфера деятельности была нова для OMRON, персонал компании смог наладить производство систем автоматического контроля движения, используя только собственные технологии. Со временем приборы совершенствовались и стали неотъемлемой частью по ликвидации заторов на дорогах.
Японские ЖД-компании также были весьма заинтересованы в автоматизации. OMRON помог и им. Первый автомат по продаже билетов появился на станции Кобе в 1965 году. Одновременно велись разработки турникетов, способных принимать кредитные карты. Уже к выставке ЕХРО-70 в Осаке инженеры компании смогли представить первую в мире завершенную автоматизированную систему управления железнодорожной станцией.
В то же время персонал OMRON упорно работал над разработкой приборов и оборудования в области медицины. В 1962 году был создан первый стрессметр, в 1965-м – автоматическая диагностическая система, электронный тонометр и градусник.
Что касается выставок, то одна из самых необычных была организована на борту судна. 13 тонн продукции OMRON погрузили на корабль, и он отправился с презентациями по портовым городам Японии. Успех был колоссальный.
В 1990 году фирма получила новый статус. Теперь официально название звучало так: «OMRON Corporation», что подчеркивало суть экстенсивного бизнеса компании по всему миру. Менеджментом компании был одобрен «Золотой План 90-х» – план долгосрочного стратегического развития. Фокусное направление: «3К» – Коммуникация, Контроль-автоматизация, Компьютер – дальнейшее завоевание мирового рынка. Тремя годами позже компания организовывает первую международную выездную технологическую ярмарку OMRON. Следующий, 1994 год, ознаменовался быстрым ростом продаж по всему миру.
На этом этапе назрела необходимость реструктуризации, было проведено разделение бизнесов внутри компании. В результате получилось несколько самостоятельных подразделений: Промышленная автоматизация; Электронные компоненты; Социальный бизнес; Охрана здоровья; Группа развития. Претерпела изменения система управления и мотивации персонала.
Для достижения гармонии в отношениях между машиной и человеком OMRON сфокусировал свои силы на создании элементов искусственной логики, – основы следующего поколения технологий, необходимых для производства машин, отвечающих растущим потребностям человека. Компания поддерживала устойчивый выпуск продукции, основанной на элементах самообучающейся логики, включая самый быстрый в мире цифровой контроллер (1987), высокоскоростную многофункциональную логику и первый в мире самообучающийся чип микрокомпьютера (1988). Эти разработки нашли свое применение как в промышленности, так и в быту. В результате OMRON получил многочисленные запросы от потенциальных потребителей со всего мира. В 1995 году компания стала лидером рынка элементов искусственной логики с оборотом по продукту 100 млн. йен. Было запатентовано более 1000 собственных разработок. Благодаря одной из них компания заняла еще одну нишу бизнеса – сферу развлечений. Устройство было способно считывать индивидуальные особенности лица человека и переносить их на рисунок.
Текущее столетие характеризуется быстрыми темпами глобализации и революционными прорывами в области IT. Руководствуясь технической задачей «Определяй и Контролируй», компания OMRON развивает бизнес-модель, в основу которой положена передача большого количества информации через сетевые датчики.
С продукцией компании OMRON можно познакомиться на сайте: www.OMRON.com.
Ваш комментарий к статье | ||||