У российской электроники есть перспективы
Анна Кузьмина: Господин Кудетт, прошло более года со времени преобразования компании Philips Semiconductors в NXP Semiconductors. Какие изменения это вызвало в глобальной стратегии компании? Появились ли новые рынки и новые сферы деятельности?
Янош Кудетт: Конечно же, изменения есть. Так как мы теперь не являемся подразделением Royal Philips Electronics, мы больше не связаны с ним глобальной стратегией. Стратегия не изменилась в том смысле, что мы нацелены на те же, что и ранее, области: электроника общего назначения, мобильные и персональные цифровые устройства, автомобильная электроника, домашняя электроника (телевидение и видео), электронные системы идентификации. Что касается приобретений - некоторые мы уже сделали. Первое - это приобретение Silicon Lab, американской компании, специализирующейся в области микросхем для мобильных персональных устройств. Несколько месяцев назад мы объявили о приобретении линии микроконтроллеров Sharp, что позволило обогатить нашу линейку микроконтроллеров на ядрах ARM7 и ARM9 новыми приборами с интегрированными современными видеоинтерфейсами. Таким образом, портфолио NXP расширяется в сторону высокотехнологичных применений, таких, как автоэлектроника, цифровое вещание, IP-телефония.
Что же касается географического фактора - в период своей активной деятельности компания Philips Semiconductors широко освоила практически все мировые рынки, что облегчило задачу ее наследнице - NXP. Другое дело, что сейчас мы активно нацелены на рынки, возникающие и развивающиеся в новых для нас странах. В качестве примера могу привести некоторые страны Юго-Восточной Азии, Индию, Монголию.
А.К.: Сфера Вашей ответственности в компании - развитие бизнеса в Центральной и Восточной Европе. В чем, по-Вашему, специфические отличия этого региона от других, в которых представлена компания NXP?
Я.К.: Прежде всего, Центральная и Восточная Европа - неоднородная территория. Я бы разделил ее на три зоны: собственно Цетральная Европа - Венгрия, Чехия, Польша, Словакия; часть бывшего СССР - Россия, западная часть СНГ и страны Балтии; балканские страны - Румыния, Болгария и страны Адриатики (бывшая Югославия).
Эти три зоны имеют разные цели и задачи. Скажем, в центральной Европе уже около десяти лет размещены сборочные производства крупных мировых корпораций - Panasonic, Nokia, Textronics, и этот рынок развивается по модели, схожей с западноевропейским. Что касается адриатической зоны - она еще совсем не развита. Быстрого развития в ближайшем будущем мы ожидаем от Болгарии. У России и других стран СНГ гигантский потенциал. Это связано с географическими масштабами, хорошо развитой промышленностью и квалифицированной рабочей силой. Скажем, если мы возьмем автомобильную отрасль - наряду с собственными производствами (АвтоВАЗ и ГАЗ) в России размещают сборочные производства крупнейшие мировые концерны - Toyota, Nissan, FW. Поэтому от России и стран СНГ мы ждем как бурного развития местной промышленности, так и открытия новых производств мировых компаний. Я также думаю, что в российскую промышленность продолжатся инвестиции.
А.К.: В последнее время российские аналитики отмечают рост электронной отрасли в стране. В этой связи интересен взгляд со стороны. Как Вам кажется, будет ли развиваться и в дальнейшем эта отрасль, и есть ли перспективы сократить ее технологическое отставание от мирового развития электроники? Какое место занимает Россия в глобальных планах NXP? Какие направления развития бизнеса NXP в России выглядят наиболее перспективно?
Я.К.: Как я уже ответил ранее, мы считаем, что у российской промышленности в целом хорошее будущее. Мы не делаем разницы между местным и международным бизнесом, как и между компаниями с различными формами собственности. Мы ищем партнеров, с которыми могли бы рассчитывать на долгосрочное сотрудничество. Что касается второй части вашего вопроса, мы знаем, что электронный бизнес в России развивается, особенно в некоторых областях. К тому же у России сейчас неплохие доходы, а это значит, что правительство может уделять внимание этой индустрии, инвестировать в нее, и мы надеемся, что оно продолжит эту работу.
А.К.: Компания NXP в России и странах СНГ сотрудничает с тремя региональными дистрибьюторами (Vissa, Компэл и Гамма-СПб) и тремя глобальными дистрибьюторскими компаниями (Arrow, EBV и Silica). По Вашим ощущениям, региональные или глобальные компании эффективнее действуют на этом рынке?
Я.К.: Это зависит от многих условий: от проекта, от решаемой задачи. Местные компании, конечно же, имеют ряд преимуществ. Я имею в виду локальных дистрибьюторов: они знают рынок, клиентуру, они работают на этом рынке по 15 и более лет. Это относится и к компании КОМПЭЛ, основанной и возглавляемой Борисом Рудяком, компании с долгой историей, которой хорошо знакомы производители, вышедшие еще из СССР. Преимущества глобальных дистрибьюторов - в их гибкости и соответствии запросам клиентов. Откровенно говоря, в настоящее время лично я вижу больше перспектив именно в работе с локальными дистрибьюторами. Но еще раз повторю - все зависит от конкретного проекта, мы не оказываем никому предпочтения.
А.К.: Как распределяется ответственность между офисом NXP по Центральной и Восточной Европе (Будапешт) и российским офисом (Москва)?
Я.К.: Московский офис полностью занимается ведением бизнеса в России, работает с заказчиками. Офис в Будапеште только предоставляет необходимую базу для работы московского и других офисов в Восточной Европе, в частности, он занимается обеспечением HR и back-office. Все технические вопросы, вопросы поставок и т.д. решаются на местах.
А.К.: Какие пожелания Вы хотели бы высказать читателям журнала «Новости электроники» - российским разработчикам электроники?
Я.К.: Я хочу пожелать им успеха в новых разработках, которые могут принести прибыль и быть полезными для их заказчиков. Конечно, я желаю им использовать все больше и больше устройств NXP. Ну и само собой, удачи в новом 2008 году. Пользуясь случаем, поздравляю всех с наступающими Новым годом и Рождеством.
Компания NXP Semiconductors обнародовала итоги деятельности
за третий квартал 2007 года
- Объем продаж в третьем квартале 2007 года составил 1211 млн. евро по сравнению с 1141 млн. евро во втором квартале;
- Объем продаж в сопоставимых ценах и бизнес-условиях возрос на 7,4% (номинальный рост 6,1%) по сравнению с предыдущим кварталом, а по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизился на 2,8%*;
- За третий квартал скорректированная прибыль EBITDA (объем прибыли до вычета расходов по процентам, уплаты налогов и амортизационных отчислений), исключая влияние активов, учитываемых по методу приобретения (PPA), составила 226 миллионов евро (скорректированная прибыль EBITDA, исключая влияние PPA в размере 97 млн. евро);
- Денежная позиция на конец третьего квартала выросла до 681 миллиона евро по сравнению с 514 млн. евро по состоянию на конец второго квартала 2007 г.;
- Показатель «book to bill» («заказы к продажам» - отношение объема полученных заказов к объему отгруженной продукции) в третьем квартале составил 1,01;
- Загрузка производственных мощностей в третьем квартале повысилась до 85% против 74% и 69% во втором и первом кварталах 2007 г. соответственно.
* За вычетом результатов работы подразделения Cordless and VoIP Terminal, начиная с конца августа - с даты завершения сделки по его продаже.
Франс ван Хоутен (Frans van Houten), президент и главный исполнительный директор компании NXP Semiconductors, комментирует:
«Несмотря на падение цен на рынке в целом, NXP работала в, соответствии с нашими прогнозами. Продолжилось развитие производства мобильных приложений - объявлено об отгрузке 500-миллионного радиочастотного приемопередатчика AERO, основанного на технологии КМОП, предназначенного для рынка мобильных телефонов. Это стало результатом успешной интеграции технологии по выпуску беспроводных компонентов, приобретенной у компании Silicon Labs в этом году. Хороших показателей в третьем квартале добилось подразделение, выпускающее полупроводниковые компоненты общего назначения. После ряда непростых кварталов стабилизировалась работа подразделения Home - у него появилось несколько крупных клиентов, в частности, в области цифрового телевидения - уже в 2008 году можно ожидать позитивных результатов сделки с тремя ведущими поставщиками телевизоров. Подразделение по выпуску компонентов для автомобильной промышленности укрепило свои позиции на рынке, а производство средств идентификации замедлилось в соответствии с общей тенденцией в этом отраслевом сегменте».
Перспективы: рынок остается «мягким» (предложение превышает спрос), а потому возможны лишь краткосрочные прогнозы. Принимая во внимание показатель «заказы к продажам», который в третьем квартале равнялся 1,01, в четвертом квартале 2007 года компания NXP прогнозирует небольшое увеличение объема продаж (менее 10% по отношению к предыдущему периоду) в сопоставимых ценах.
Ваш комментарий к статье | ||||