MAXIM INTEGRATED PRODUCTS: портрет компаниИ
Микросхемы MAXIM были первыми импортными компонентами для поколения российских электронщиков, начинавших свою деятельность в начале 90-х годов прошлого века. Первые рекламные врезки в журнале «Радио», первый офис их тогдашнего дистрибьютора Spezial Elektronik на ул. 26-ти Бакинских Комиссаров, первые бумажные каталоги и первые бесплатные образцы, которые можно было получить в чудесных антистатических коробочках - все это разительно отличалось от советских стандартов и оставило след во многих сердцах. Потом стало ясно, что относительно дорогостоящие ИС MAXIM наиболее эффективны в микромощных приложениях. Но тогда фирма MAXIM и ее ИС - интегрирующий АЦП MAX130, фильтр на коммутируемых конденсаторах MAX280 или управляемый генератор MAX038 были известны очень и очень многим.
А началась история фирмы незадолго до ее «прихода» в Россию. Джек Гиффорд (Jack Gifford), начинавший карьеру в начале 60-х в качестве разработчика РЭА, затем работавший в компании Fairchild, а позднее участвовавший в создании компаний AMD и Intersil, основал MAXIM в апреле 1983 года. В Fairchild Гиффорд был очень успешным salesman'ом, и одной из главных его заслуг стало продвижение на рынок операционных усилителей uA702 и uA709. Именно тогда он познакомился и подружился с легендарным разработчиком этих ОУ Бобом Видларом.
В конце 60-х многих сотрудников Fairchild увлек процесс создания собственных компаний, и Гиффорд не стал исключением. Он был захвачен идеей «чисто аналоговой» компании, и первой попыткой стала компания Advanced Micro Devices, созданная им в 1969 году в партнерстве с Джерри Сандерсом (Jerry Sanders), тогдашним вице-президентом Fairchild по маркетингу. Но уже через два года Сандерс решил сосредоточиться на цифровых микросхемах, и Гиффорд был вынужден покинуть компанию. С горя он решил заняться сельским хозяйством и купил крупнейшую в Калифорнии помидорную ферму. Эта сельская «апатия» длилась почти 10 лет, затем Гиффорд вернулся в электронику, начал сотрудничать с компанией Intersil и достиг поста CEO. При этом он только утвердился во мнении, что ему нужен собственный бизнес.
Его партнерами по созданию MAXIM'а стали Дайв Фуллагар (Dave Fullagar), разработчик легендарного ОУ uA741, Фред Бек (Fred Beck) и Ли Эванс (Lee Evans), последним местом работы которых была компания Intersil. Гиффорд сделал ставку на внедрение КМОП-процесса в аналоговые ИС и стал практически первопроходцем в этой области.
Но новацией стала и организационная форма, при которой 75% компании принадлежало ее сотрудникам. Эта особенность «народной» компании сохраняется и в наши дни. Кроме того, по словам Дж. Гиффорда только 35% сотрудников родились в США, что характеризует MAXIM, как фирму активно ищущую талантливых разработчиков аналоговых микросхем по всему миру. Это в эру цифровой электроники является непростым делом!
В 2001 году MAXIM за $2,5 млрд. акциями приобрел компанию DALLAS SEMICONDUCTOR, которая после смерти в 2000 году ее основателя C.Vincent Prothro оказалась в сложном положении. DALLAS SEMICONDUCTOR была основана в 1984 году и на момент слияния с MAXIM в ней работало 1200 сотрудников, выпускавших более 40 продуктовых линий микросхем, самыми известными из которых были часы реального времени, цифровые линии задержки, цифровые потенциометры, скоростные микроконтроллеры с ядром Х51, интегральные термостаты и touch-memory. Эти линии значительно расширили номенклатуру цифровых микросхем MAXIM и обеспечили компании выход на новые сегменты рынка. Показательно, что брэнд DALLAS сохранялся в названии компании вплоть до 2007 года, а микросхемы DSxxx выпускаются и поныне.
В наши дни в компании MAXIM действуют 17 бизнес-подразделений, которые выпускают более 5400 наименований ИС в 83 функциональных группах. Характерно, что большинство этих микросхем (80%) разработаны самой фирмой (proprietary), и ни одно из бизнес-подразделений не обеспечивает более 10% от суммарного объема продаж, что делает фирму весьма устойчивой к изменениям рыночной конъюнктуры. В распоряжении компании находятся четыре завода в США и тестирующие предприятия на Филиппинах и в Таиланде. Кроме того, часть микросхем производится в рамках аутсорсинга на заводе компании Seiko Epson в г. Саката (Япония). Собственно MAXIM владеет 160 технологическими процессами производства ИС, а их упаковка осуществляется в 250 типов корпусов - рекордные показатели для отрасли.
Ежегодно MAXIM выпускает более 2 млрд. ИС. От 200 до 300 позиций являются новыми наименованиями (т.е. порядка 5 новых ИС в неделю) и неудивительно, что 20% оборота расходуется на НИР. Те, кто привычно считает основной продукцией компании микросхемы DC/DC-преобразователей или АЦП, будут удивлены наличием в номенклатуре MAXIM десятков микросхем для проводной и беспроводной связи. Выпускается масса специализированных микросхем для автомобильной промышленности, аудио и видео применений, заряда аккумуляторов и т.п. В целом MAXIM позиционирует себя как производителя микросхем для двунаправленной «связи» между аналоговым и цифровым миром.
Однако, «и на солнце бывают пятна». В 2005 году MAXIM дважды попадает в криминальные сводки - в Малайзии и на Филиппинах в ходе разбойных нападений были угнаны грузовики, перевозившие ИС (в первом случае еще не тестированные) на общую сумму $2,7 млн. Компания объявляла вознаграждение за информацию, способную пролить свет на эти преступления, размещала на своем сайте наименования и номера партий, похищенных ИС, но раскрыть ни одно из преступлений не удалось. Известно только, что микросхемы из похищенных партий «всплывали» на азиатских рынках.
Летом 2006 года, в числе других известных производителей полупроводников Западного побережья (Marvell, Linear Technology, Broadcom), компания MAXIM попала под подозрение в нарушениях при выплате опционов топ-менеджерам. Последовали судебные иски со стороны акционеров... Скандал удалось погасить - аудиторы, проанализировав 270 тыс. электронных и 50 тыс. бумажных документов, не нашли ничего особо предосудительного. Правда, финансовый директор (CFO) был уволен.
В декабре 2006 года, следуя совету врачей, Джек Гиффорд, которому исполнилось 65 лет, оставил пост CEO, хотя несколько месяцев оставался стратегическим советником компании. На его место пришел также ветеран компании с 20-летним стажем Тунч Долука (Tunc Doluca), занимавший пост президента Группы портативной, вычислительной и измерительной электроники, состоящей из 9 бизнес-подразделений.
Хотя последние годы были непростыми для компании, ее развитие продолжается. В 2007 году за $38 млн. у компании Atmel покупается завод в г. Ирвинг (шт. Техас), а по результатам 2007 года (финансовый год заканчивается 30 июня) впервые объем продаж компании переходит отметку в $2 млрд.
Обслуживая примерно 35 тыс. потребителей по всему миру, MAXIM подчеркивает, что 70% продаж осуществляется вне США. Имея соглашения с 32 дистрибьюторами и поддерживая 22 собственных офиса по всему миру, MAXIM активно продвигает свою продукцию, обеспечивая эффективную поддержку разработчиков. В России продукция MAXIM продвигается тремя дистрибьюторами - КОМПЭЛ, ПЛАТАН и РЭЙНБОУ ТЕХНОЛОДЖИС.
С полной номенклатурой продукции и массой вспомогательной информации компании MAXIM INTEGRATED PRODUCTS можно познакомиться на сайте: www.maxim-ic.com.
Ваш комментарий к статье | ||||